Уважаемые друзья! Так как в этом году мы отмечаем 400-летие со дня рождения замечательного русского писателя, ревнителя древнего благочестия протопопа Аввакума, то решили погрузиться в XVII век. В течение "Ночи" мы расскажем о том, каким он был для Пустозерска - первого русского города в Арктике и начнем прямо сейчас с "Золотого времени Пустозерска"


XVII – cередина XVIII века связаны с бурным подъемом первого заполярного города.

В самый разгар Смуты, примерно в 1607 году, Пустозерск становится центром обширнейшего, но малонаселенного многонационального уезда с подчиненными ему Усть-Цилемской и Ижемской слободками и кочующими в тундрах самоедами. Город является оплотом государственной власти Московии на ее северных рубежах, местом сборы ясака с кочевых самоедов, резиденцией воевод, местом дислокации стрелецкого гарнизона, транзитным пунктом на путях в Сибирь, центром внешней (здесь дважды зимуют англичане, датчане чеканят для Пустозерска специальные «воровские деньги», голландцы активно снабжают край солью, вином, фаянсом) и внутренней торговли. Пустозерские воеводы организуют в тундру и на острова многочисленные рудознатные экспедиции.

Корнелис де Брюйн Самоеды, 1714 год
 
Корнелис де Брюйн Самоеды, 1714 год

Здесь вновь после пожара возводится деревянная крепость с пятью башнями для обороны города от нападений немирных карачеев, активизировавшихся по обе стороны Урала. Уездная таможня, несмотря деятельность контрабандистов через подчиненный пустозёрам Роговой Городок регулярно и в полном объеме собирает доходы в государеву казну. В Городке работает «питейный завод» и кабак, ежегодно зимой на Крещение собирается большой торг - ярмарка с оборотом в 16000 фунтов стерлингов, на который съезжаются до 2 тысяч самоедов с европейских и сибирских тундр, а также торговцы из Архангельска, Холмогор, Пинеги, Мезени, Вологды, Устюга, Москвы. Некоторые из купцов имеют здесь свои амбары.

Реконструкция А.Бодэ
 
Реконструкция А.Бодэ

На посаде возвышаются богатые деревянные шатровые храмы – соборный Преображенский, Введенский, Никольский, позднее Георгиевский. Население окрестных селений съезжается поздней осенью на праздник Параскевы… С середины столетия монахи Пинежского Красногорского монастыря держат здесь свое подворье для организации ловли рыбы и добычи морского зверя на братию и для строительства на вырученные деньги в обители соборного храма в честь Похвалы Богородицы…К 40-м годам XVIII столетия здесь размещается духовное правление и славяно-российская школа грамоты для детей священно – и церковнослужителей.

Илья Мельников Аввакум в Пустозерске, 2017 год
 
Илья Мельников Аввакум в Пустозерске, 2017 год

А еще в Пустозерске в это время живут ссыльные. Бывшие разбойники – разинцы служат в стрельцах. Непримиримые староверы во главе с протопопом Аввакумом, размещенные сначала в крестьянских избах, а после ужесточения режима - во вновь выстроенной земляной тюрьме, организуют здесь рукописный полемический центр, используя любую возможность поддержать единоверцев на «большой земле» и донести свои взгляды на реформы церкви. Аввакум пишет здесь удивительное по силе и новаторству свое «Житие». Сюда на поселение после смерти своего покровителя пребывает высокопоставленный ссыльный – правая рука царя Алексея Михайловича – Артамон Матвеев с семьей и многочисленной прислугой... Его освобождают из ссылки в апреле 1682, когда уезд сотрясает огнеопальная казнь староверов.

Александр Кухтерин Зарисовка «Пустозерцы», 2017
 
Александр Кухтерин Зарисовка «Пустозерцы», 2017

Пустозерск в это время не центр мира, но здесь постоянно что-то происходит. Происходит, не нарушая привычный промысловый общинный крестьянский уклад, опирающийся на тяжелый в условиях Заполярья рыболовный промысел и связанные с ним регулярные отходы мужчин и подростков на «весенний»» и «осенний» низы, зверобойный и охотничий промыслы, занятия оленеводством, повседневный нелегкий труд женщин по хозяйству: уходу за детьми, топке изб, содержанию мелкого и крупного рогатого скота, заготовке сена и дров. Люди здесь стараются следовать моде и отличаются особым северным гостеприимством: встречают гостей обильными застольями. Здесь высоко ценят грамоту и знание русских былин, активно перенимают песенный репертуар у соседей и приезжих. А еще здесь исконно мирно уживаются все народы ненцы с русскими и коми: вместе участвуют в исполнении ямской гоньбы и в рудознатных экспедициях, торгуют, перенимают у друг друга традиции, язык, культуру.

Вам понравился материал? Есть возможность поделиться ссылкой в сетях.
   
© ГБУК "Историко-культурный и ландшафтный музей- заповедник "Пустозерск