Рыба и торговля – неотъемлемые элементы повседневности большинства пустозерцев, основа их зажиточной и сытой жизни. Но у этой безбедной жизни была и обратная сторона. Вот, что о тяжелой доле пустозёров писали в «Архангельских известиях изучения Русского Севера» в 1909-1910 годах. 

При продаже рыбы до конца 19 века чердынские купцы, которые издревле снабжали товарами пустозёров, никогда не расплачивались деньгами, мол, недостоин этого товар. Одну бочку белой рыбы меняли на один куль муки, говорят, что в денежном эквиваленте получали 500% выгоды. Сёмгу пустозёры отдавали "на глазомер", не взвешивая. Впрочем, они на это шли, а куда деваться? До рынка сбыта еще надо добраться. Тут уж либо рыбу лови, либо торгуй. В качестве гирь чердынцы использовали и своих рабочих, предварительно загрузив их карманы чем-нибудь весомым. Не случайно жители Пустозерской волости были в долгу у чердынских купцов. Перечисление торговых уловок занимает не одну страницу, о которых рассказывает некий аноним. 

В тех же Известиях внештатный корреспондент Иванов делился мыслями пустозёров весной: "Вот лёд пройдет, поедет он, мужик, на низ, в губу. Потом на семгу. Заплатит осенью долг. Дадут вновь на год под будущую рыбу. Заживет... А вдруг лето обманет, подведет. Что тогда? И стучит в висках, и больно, больно на сердце. Хозяин откажет. Не будет кормить! Кто тогда даст хлеба? А семья-то?" 

Впрочем, в других источниках картинка рисуется более радужная... Но зависимость от погодных условий формирует в характере пустозёра и некую "продуманность" на два-три шага вперед, запасливость, и фатализм, одним из признаков которого является вера - одновременно "усердие к церкви", поддержание заветов Аввакума, задабривание духов озер, рек и даже заимствование у ненцев жертвоприношений: "Авось, что-то да и поможет".

 

 

 

 

 

Вам понравился материал? Есть возможность поделиться ссылкой в сетях.
   
© ГБУК "Историко-культурный и ландшафтный музей- заповедник "Пустозерск