Описаний первого храма Преображения Господня в Пустозерске не сохранилось; но как и все храмы Русского Севера эпохи средневековья он был деревянным шатровым.  

krestПреображенский храм был соборным, т.е. главным храмом города Пустозерска, где службы могли  совершаться собором - духовенством нескольких храмов. Среди его священнослужителей было как белое, так и черное духовенство – «поп Петр да дьячек Карпик, да пономарь Марко, черный поп Феофан, келейники старей Леванид да проскурник Иван Тихой и др.».

В соборном храме приводили к «крестному целованию» выборных должностных лиц Пустозерского уезда – таможенного, десятинного, кабацкого, острожного целовальников, царевых даньщиков и др.  Здесь «у веры были  и Святое Евангелие целовали» на верность государю «воевода, приказные и служилые, и посацкие, и всяких чинов жилецкие люди, и крестьяне, им приезжие торговые розных городов, и их работные люди». По приезду высоких сановников именно здесь  служили благодарственные молебны о благополучном их прибытии. 

pop

Как и другие северные приходы (все население, приписанное к храму), приход Преображенской церкви обладал широкой автономией, где большую роль играло мирское самоуправление.

Большими распорядительными и надзирающими правами обладал мирской сход, т.е. общее собрание глав семейств. Он избирал или нанимал причт (священно- и церковнослужителей, определял церковного старосту, непосредственно распоряжался церковным имуществом, в т.ч. сдачей в аренду переданных угодий), контролировал церковную казну. Община надзирала за церковно- и священнослужителями. Однако без разрешения архиерея прихожанам запрещалось перестраивать храм, недопустимо было  служить в неосвященной церкви, вмешиваться в  уставной порядок богослужения и др.

 

ruby 

Все церкви Пустозерска были построены за государственный счет, за счетvitcen государства выплачивалось годовое содержание причту – «по три рубля с полтиной в год».  Помимо этого они владели рыболовными тонями и сенокосными угодьями, сдаваемыми в аренду.

 

avvakumИзвестно, что с 1667 по 1682 год в Пустозерске находился в ссылке идеолог старообрядчества, русский писатель  протопоп Аввакум. Среди пустозерских крестьян еще в начале ХХ столетия бытовало предание о том, что местные власти несколько раз предлагали протопопу служить обедню в церкви, но он якобы отказался.

 

 

 

 

Вам понравился материал? Есть возможность поделиться ссылкой в сетях.
   
© ГБУК "Историко-культурный и ландшафтный музей- заповедник "Пустозерск