«Как тут не напомнить воззвания, с которым обратилось молодое советское правительство к нашему народу еще в трудные дни 1917 года: «Граждане, не трогайте ни одного камня, охраняйте памятники, издания, старые вещи, документы – всё это Ваша история, Ваша гордость; помните, что всё это почва, на которой вырастет новое наодное искусство». Такова была ленинская линия! И как жаль, что эти слова со временем были кое-кем забыты, не стали путеводными в повседневной нашей жизни…

Не растаскивать, не разрушать, а охранять бережно, благоустраивать, изучать, пропагандировать культурно-историческое наследие, приумножать его – вот к чему призывает нас гражданский долг, долг патриотов своего самобытного края, которым должно быть дорого его прошлое и настоящее. Дел тут все непочатый край! <…>

В округе никто, в том числе краеведческий музей, не занимается сбором памятников народного искусства и быта, орудий производства, предметов добывающих промыслов, внутренней обстановки крестьянского и кочевого жилища, домашней утвари, хотя все эти памятники материальной культуры имеют большую художественную и этнографическую ценность. Как и старинные жилые и хозяйственные постройки никем не изучаются и не учитываются. Также то, что когда-то было собрано в Доме пионеров кружком «Юный краевед» давно вызывает опасения, как бы все эти ценные экспонаты не исчезли бесследно, потому что за их сохранность никто не отвечает. У окружного музея нет даже описи этих экспонатов, хотя необходимость в этом была большая.

Печорский край давно известен и как заповедник древнерусской рукописной старины. Только за период с 1949 года в результате планомерного систематического археографического обследования низовой Печоры Сектором древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук СССР под руководством В.И. Малышева было найдено в Усть-Цилёмском районе и на территории округа около 600 рукописей и книг XVI-XX веков, имеющих огромную научную ценность. Ныне все они хранятся в Пушкинском Доме и составляют основу Печорского собрания Института. Но ученый продолжает считать, что еще не всё здесь собрано, что еще могут храниться у населения рукописные книги.

Пример тому, собранные несколько лет назад юными следопытами Качгорсткой восьмилетней школы под руководством Е. Федотовой рукописный стихотворный сборник какого-то местного печорского автора XIX века, интересный сборник духовных стихов (им заинтересовался даже Пушкинский Дом), церковные книги, рукописный сборник молитв XIX века, писанный полууставом. К сожалению, из-за небрежного хранения спустя время они исчезли из кладовой школы бесследно. А ведь люди, вручая пионерам указанные книги и рукописи, надеялись, что они будут сохранены, что ими долго-долго будут пользоваться все, кто интересуются стариной…

У нас никто по-настоящему не занимается, в том числе и окружной Дом народного творчества, сбором обработкой и изучением богатейшего фольклора русского, ненецкого и коми народа. Даже имена широко известных в науке наших земляков былинщиков, песенников, сказочников незаслуженно забыты, как никто не проявляет интереса и к живущим ныне талантливым носителям устного народного творчества.

Вывод из сказанного напрашивается само собой. То, что сейчас нами не собрано, не записано, не взято на учёт, не хранится бережно, может со временем затеряться, испортится, забыться, одним словом будет потеряно для науки, для истории. <…>

Вопрос о положении с охраной памятников истории и культуры был предметом обсуждения на бюро обкома партии в июле 1970 года. Своим постановлением оно обязало исполкомы местных Советов и местные партийные органы безотлагательно обеспечить обследование всех памятников истории и культуры, отобрать и взять на учёт все, что должно быть сохранено, что имеет непреходящую историческую, художественную и культурно-позновательную ценность. Постановление запрещает вывоз произведений древнерусского народногоьискусства и литературы, особенно книг, иконописи и тп. Без разрешения облисполкома. Эта его часть нам особенно важна. Ведь не секрет, что с территории нашего округа за последние годы немало было вывезено, утащено, чаще всего никому неизвестными людьми, икон, древних книг, старинных вещей, редких документов, отдельных предметов со стоянок древнего человека и с мест находок ископаемых животных.

Например, кого не возмутит такой факт, имевший место в июне прошлого года в Большеземельской тундре. В одну из бригад оленеводческого колхоза «Харп» прилетела на вертолете группа кинооператоров Киевской студии, якобы для съемки фильма «Волчий остров». Но под видом этого они шныряли по чумам оленеводов и скупали за спирт («у нас денег нет») изделия из кости, поясные ремни (тасмы), шкуры, малицы, оленьи рога и другие вещи. А когда одна из женщин отказалась отдать за бутылку спирта оленью шкуру её обругали «дурой». Таково лицо современно интеллигентного дикаря. Приходится поэтому еще раз напомнить жителям округа, чтобы они обязательно спрашивали у людей, занимающихся покупкой и сбором старины у населения, документы, т.е. разрешение Архангельского облисполкома. Никакие другие документы недействительны.

Как выполняется у нас постановление обкома партии? Пока плохо. Если памятники взяты на учёт, утверждены шефы – школы, учебные заведения, предприятия, то о другой работе, которая отмечена выше, как выявление, изучение, учет и подробное описание всех памятных мест, связанных с теми или иными событиями нашей истории. Этот пункт из указанного постановления у нас обойден. Почему? Разве у нас нет памятных мест? Есть. Это места первых маёвок, скажем, за буграми на лесозаводе, или дома, в которых размещались первые Советы, жертвенные места ненцев, вроде Сиера хой у Пустозерска, и сопка Харачей мыльк у Нельмин-Носа – некогда место стоянки племени карачеев, не раз нападавших на Пустозерский острог, или место по реке Куе у Хальмер-Ю, где был разбит отряд этого племени… Или еще пройдитесь по Тельвиске, бывшей когда-то центром первой ненецкой волости, затем района округа. Тут появился первый ненецкий кооператив, первая школа для ненецких детей, там бывали П.К. Пахтусов, отец М.В. Ломоносова Василий Дорофеевич, а, возможно, и сам наш великий земляк, как и многие другие путешественники, исследователи, мореплаватели, ученые. К сожалению, ничто не напоминает сегодня в этом селе о его богатом прошлом. <…>

Но выявить памятные места – одна сторона дела. Другая – взять их под охрану, это обязанность сельских, поселковых и городского Совета, на территории которых они находятся, пропагандировать их, каким-то образом увековечить, чтобы никогда не стерлись в памяти людской и эти места, и события, имена людей, связанных с ними. Скажем, тот же ленинградский ученый В.И. Малышев несколько лет назад высказал в «Неделе» предложение – поставить памятник выдающемуся древнерусскому писателю протопопу Аввакуму в Нарьян-Маре ли или на месте его сожжения. Первая окружная конференция Общества охраны памятников истории и культуры горячо одобрила это предложение. Но на том дело и заглохло, так как никто из окружных организаций её решения не поддержал…

Между тем и Аввакум с его бессмертным «Житием», написанном в Пустозерске, и экспедиции П.К. Пахтусова, работавшие на Печоре, и Хальмар-Ю на Куе, и Виселичный мыс у Городка, и священный лес у ненцев на реке Хэбидя Пэдара, и церковь в Неси, как и многое другое – все это страницы нашей истории, и они не должны исчезнуть бесследно. Пора всерьез поставить вопрос перед соответствующими организациями об археологических раскопках в округе, в частности, в Пустозерске. Надо также выявить все достопримечательности на территории округа, взять их под охрану, особенно редкие уголки природы на Тимане, Канине и в Большеземельской тундре. Знать и беречь все материальные и духовные ценности, созданные трудом и талантом народа, сохранить будущим поколениям все, что нам дорого и свято – это наш долг, наша обязанность!

Памятники истории и культуры… Кто перед ними не остановится, не задумается, не преклонится! Они возвращают нас к прошлому, воскрешают в нашей памяти дела давно минувших дней и имена людей, которым мы все обязаны чем-то. Это наше богатство, это наше прошлое, наше настоящее и наше будущее. Они могучее оружие идейного воспитания народа и особенно подрастающего поколения. Пусть они войдут в нашу жизнь, станут близки и понятны всем!»

Вам понравился материал? Есть возможность поделиться ссылкой в сетях.
   
© ГБУК "Историко-культурный и ландшафтный музей- заповедник "Пустозерск