В 2018 году музей-заповедник "Пустозерск" выиграл грант компании ПАО "Лукойл" на реализацию проекта "Аввакумовы пёнышки". В рамках проекта музейщики вместе с волонтерами, столяром Тарасом Хозяиновым и скульптором Николаем Вылка привели в порядок памятный знак на предполагаемом месте сожжения протопопа Аввакума, изготовили и установили арт-скамейки по маршруту "Большая пустозерская тропа", а также в течении года ежемесячно в сети Интернет публиковали легенды, которые родились в связи с пребыванием протопопа Аввакума в Пустозерске.
Записывал эти легенды на протяжении жизни Владимир Иванович Малышев, известнейший собиратель "печорских старин". Сам археограф писал, что найти предания особых трудов не стоило, даже не смотря на то, что рассказы о казни Аввакума начали собирать еще в XVIII веке, но, во-первых, к XX веку они дошли уже немного в другом виде, а, во-вторых, удалось найти предания ранее неизвестные.
Легенда №1
http://pustozersk-nao.ru/index.php/ru/muzej-segodnya/850-proekt-avvakumovy-pjonyshki#sigProIda6608b84cb
Однако Аввакум заранее предвидел свою смерть, зная, что на этот раз ему не избежать смерти, знал также, что и теперь придёт "грамота о помиловании", но уже запоздая. Он, как и остальные, обладал даром пророчества, был исполнен святого духа, зная все наперед (рассказывала Ф.Я. Иванова). Потому, когда пришел новый указ о казни их, Аввакум начал торопить начальников исполнить его, называя себя и соузников "осужденными".
Перед казнью Аввакум отслужил в своей темнице обедню, и "запер книгу" и сказал: "Больше не будет праведной службы, эта была последней" (рассказала Е.И. Шайтанова). Затем раздал своё имущество и книги пустозерцам.
Легенда №2
http://pustozersk-nao.ru/index.php/ru/muzej-segodnya/850-proekt-avvakumovy-pjonyshki#sigProIdb189919745
Легенда №3
http://pustozersk-nao.ru/index.php/ru/muzej-segodnya/850-proekt-avvakumovy-pjonyshki#sigProId927f0e1133
"Православные христиане, не отступайтесь этого креста, и век не погибните" (Ф.Я. Иванова)
"Православные, молитесь так и будете всегда сыты и богаты" (А.С, Марков). Измена же грозит гибелью Пустозерску и всему свету: "Погибель Городку будет после того, как его три раза переметёт песком и придет она с моря".
"Держитесь креста истинного и не будет ваше место погибельно" (Е.И. Шайтанова)
"Молитесь так и век будете живы" (М.Н. Попов). Держащим же двуперстный крест протопоп обещал вечное блаженство.
Легенда №4
http://pustozersk-nao.ru/index.php/ru/muzej-segodnya/850-proekt-avvakumovy-pjonyshki#sigProId0559b91b89
В одном из вариантов, тройка храбрецов во главе с Аввакумом живыми ("в своём образе") поднялись на небо (рассказал П.Г. Чупров). По другим вариантам, "страдальцы" вознесены на небо были в виде белых столбов дыма (М.С. Спирихин, А.М. Сумароков).
Известная сказительница Маремьяна Голубкова рассказывала, что "Когда жгли Аввакума, то с ним было еще двое, эти сгорели и от них одни головёшки остались, а от Аввакума ничего не осталось. Он белым облаком унесся в небо. На том месте, где нашли их, был поставлен крест. Корень то сгнил, а верхушка его свалилась. За двести лет стоял. Так старушки сказывали".
Легенда №5
http://pustozersk-nao.ru/index.php/ru/muzej-segodnya/850-proekt-avvakumovy-pjonyshki#sigProId3411b2e4d5
Кстати, официальный приговор о казни Аввакума и его соузников до сих пор не обнаружен. А мотивацию приговора "..за великия на царский дом хулы" встречаем мы в записках графа Андрея Артамоновича Матвеева, который за два года до трагического события со своим отцом выехал из ссылки в Пустозерске.
Через сорок лет после казни в "Объявлении" Синода говорится: "Во царствие его же величества царя Федора Алексеевича по нарочной из Москвы посылку стремянного стрелецкого тогда полку капитана Ивана Софронова (?) сына Лешукова в Пустоозерский острог... по правила от святых отец, по царским и гражданским законам и по истинному его суду указом царским ... тот треклятой дьявольский сосуд Аввакум вместе со своими товарищами по общей судьбе в срубе сожжен и даже до ада низведен яко дым исчез".
Легенда №6
http://pustozersk-nao.ru/index.php/ru/muzej-segodnya/850-proekt-avvakumovy-pjonyshki#sigProIdc53303adb9
По сообщению Ф.Я. Ивановой, когда огонь погас, в пепле лежала невредимой только кисть руки протопопа Аввакума со сложенным двуперстным знамением: "Все сгорело, а крест не сгорел, потому что истинный". По рассказам других, поверх золы видны были три обгоревших, но не сгоревших руки со сложенными двуперстными крестами. А от них шли высоко в небо белые струйки дыма. По А.А. Маркову, струйки дыма уносили вверх обгорелые руки с двуперстным знамением, и выше всех поднялась рука Аввакума.
Еще одним преданием поделилась известная сказительница М. Голубкова: "Когда жгли Аввакума, то с ним было еще двое, эти сгорели и от них одни головешки остались, а от Аввакума ничего не осталось. Он белым облаком унесся в небо. На том месте, где нашли их, был поставлен крест. Корень-то сгнил, а верхушка его свалилась. За двести лет стоял. Так старушки сказывали".
Легенда №7
http://pustozersk-nao.ru/index.php/ru/muzej-segodnya/850-proekt-avvakumovy-pjonyshki#sigProId65ecc33a64
Согласно преданиям место сожжения обладает некоей сверхъественной силой. А.С. Марков рассказывал, что верной приметой места является красный песок. И А. Вокуев поделился, что в темноте на этом месте можно увидеть огоньки, а А.Ф. Кожевин и В.И. Кожевин говорили, что свечка на месте сожжения сама зажигалась, а земля тряслась.. И хотя никто не мог точно указать, где был сожжен Аввакум, про место его казни рассказывали самые фантастические вещи, окружая его таинственностью. Старушка Ф.Я. Иванова, водившая В.И. Малышева по Пустозерску, уверяла, что "место казни Аввакума открывается только особо верным".
Легенда №8
http://pustozersk-nao.ru/index.php/ru/muzej-segodnya/850-proekt-avvakumovy-pjonyshki#sigProIde5e2f93666
По легенде, рассказанной Н.Е. Тороповым, сожгли Аввакума на месте его темницы, которую перед казнью "сравняли" в самом остроге. Острог тогда стоял над самым озером, а оно было в то время узкое - "камнем перекинуть". По другим свидетельствам казнь состоялась на окраине города, за домом Шевелевых (Н.В. Кожевин), по другим за домом Семковых (Е.И. Шайтанова), еще по одной версии на лугу у Никольской речки (А.С. Лудникова, А.А. Кожевина), как уточняла Калерия Петровна Микушева произошло это между кладбищем и Никольской речкой.
Легенда №9
http://pustozersk-nao.ru/index.php/ru/muzej-segodnya/850-proekt-avvakumovy-pjonyshki#sigProId21e7730621
По рассказам пустозерцев М.Д. Вокуева и М.А. Богданова, поклониться Аввакуму приезжали старообрядцы со всей Печоры. Они клали к "Аввакуму кресту" туески с клюквой, морошкой, деньги, хлебцы (шаньги), вешали на него расшитые крестами пелена, полотенца, кусали его в надежде спасти пораженные цингой зубы и десны.
"Помнили" в Пустозерске двести с лишним лет с момента события и День сожжения (14 апреля). По рассказам, местные жители тайно по ночам служили около креста молитвы. Хотя старообрядчество Печоры не признавало Аввакума святым, но молилось ему, прося о помощи, наравне с другими почитаемыми угодниками. Записаны Владимиром Малышевым местные молитвы, которые начинались такими словами: "Помяни, господи, праотцов наших сожженных - Аввакума, Петра (?), Киприяна (?) ...." и "Батюшка Аввакум, наставь меня, дуру, на ум". Самого Аввакума многие жители Пустозерска и селений низовой Печоры поминали не за упокой, а за здравие, так как "он-де живым был взят на небо " (Е.А. Кожевин).
Легенда №10
http://pustozersk-nao.ru/index.php/ru/muzej-segodnya/850-proekt-avvakumovy-pjonyshki#sigProId1aa393f573
Легенда №11
http://pustozersk-nao.ru/index.php/ru/muzej-segodnya/850-proekt-avvakumovy-pjonyshki#sigProIddcfaedfb04