Один из самых распространенных существующих мифов – пустозерцы были староверами. Ведь Пустозерск у многих в первую очередь неразрывно связан в памяти с идеологом раннего старообрядчества протопопом Аввакумом. Но если подключить логику, то это становится уже не столь очевидным. В месте пятнадцатилетнего пребывания Аввакума, откуда по всей стране рассылались письма и грамоты о правильном духовном житии, с критикой высшего духовенства, подвигавшие на самосожжения и бунты, вряд ли стоит надеяться на лояльность власти к инакомыслию. Скорее наоборот, здесь наблюдалось усиленное внимание к духовной жизни пустозерцев и искоренению старой веры.

А вот насколько это было успешным – большой вопрос. Мы встречаем совершенно противоположные данные. Множество источников пишут об усердии пустозерцев к церкви, косвенными свидетельствами являются богатые вклады прихожан в пустозерские церкви – икон в серебряных ризах и окладах, серебряных сосудов и других дорогих вещей, немалые взносы на строительство церквей. В Усть-Цильме этнографу и писателю Сергею Максимову жалуется один из жителей: «Поезжай, слышь ты, в Пустозерский Городок; там лучше. Там по Боге…». В дневниках путешественников XIX века часто встречается противопоставление: устьцилемы – староверы, пустозеры – приверженцы официального православия.

В то же время нельзя сказать, что пребывание Аваакума на религиозной жизни пустозеров не отразилось. Наместник Пустозерска Матвей Жданов в 1713 году сообщал о том, что священник Преображенского храма Георгий и священники Введенской и Георгиевской церквей симпатизируют старообрядчеству, и церковные книги в храмах в большинстве своем «старопечатные», а прихожане городка свято чтут завет Аввакума: «Беречь древлее благочестие».

В рапорте священника Иннокентия Попова за 1846 год можно прочитать, что жители Пустозерской волости предпочитают старые иконы новым, металлические деревянным, чтят старообрядцев аввакумовских за святых угодников, а многие и поклоняются им каждением креста, водруженного на их могилах в Пустозерске. Впрочем, отправленный с проверкой рапорта пристав II стана Мезенского уезда Марков, посетив Пустозерск, написал в отчете: «в Пустозерском приходе Тельвисочной волости прихожан, уклоняющихся от православной церкви в раскол, не имеется, а все они ходят в церковь и принимают там таинства, совершаемые священниками». Про аввакумовский крест же написал, что ходят туда местные крестьяне всегда порознь, когда им приключается почитать своих родственников и в надежде исцеления от зубной боли. Впрочем, благодаря настойчивости И. Попова крест был извлечен из земли и поставлен рядом с Преображенским храмом.

Поэтому на вопрос: были ли староверами пустозерцы? Можно ответить: «Нет, но Аввакума чтили».

 

Вам понравился материал? Есть возможность поделиться ссылкой в сетях.
   
© ГБУК "Историко-культурный и ландшафтный музей- заповедник "Пустозерск