По впечатлениям Сергея Мартынова, который в начале 20 века проводил подворно-экономическое обследование Печорского края: "Нигде, кажется не распространены столь широко такие остатки седой древности, как верование в реальное существование массы злых духов, нечистой силы, порчи, сглаза, оговора и колдовства, - как на Печоре". В церковной летописи Пустозерска была оставлена запись:"суеверий, волшебства и колдовства здесь непочатый угол".

Колдуны и колдуньи были для нижнепечорцев реальностью и обросли многочисленными подробностями. В зависимости от силы, колдун, по их мнению, имел в распоряжении чертей, иногда и до двухсот, которые после смерти передавались его ученику. Волшбой колдунов объясняли и почти все болезни - лишаи, прыщи, грыжи, ветрянку, костяную, "икоту", сумасшествие, потерю ребенка. Так же верили в домовых, водяных, леших и в существование всякой нечистой силы. 

Вечерами в избах собиралась ребетня, чтобы послушать сказки или «ужасти», "бывальщины" про оборотней непременно «заправдашних». Вот одна из "ужастей", пересказанных Зоей Аркадьевной Шальковой:

"- Вот идёт мужик по берегу Края-Ямы. Темно, дождь моросит, да такой холодный, хоть глаза закрывай. Мосточки через речку узкие. Подходит  и обмер… На мосточках сидит лешичиха. Волосы распустила и чешет, ноги с моста в речку спустила. Сама в длинном платье, да на мужика и смотрит. Вдруг голос он слышит: «Нет тебе ходу, пойдём со мною. Мне плохо одной». Мужик остолбенел, ног оторвать не может от земли. А тут гром да молния – лешачиха исчезла. Еле до дому мужик дошел".

Отголосками этой веры в нечисть были многочисленные кресты вдоль дорог и способы лечения с использованием «гипнотических» средств (заговоров, нашептываний) и определенных обрядов. Ребёнку, который страдает бессонницей, к примеру, чертили огарком спички крест вдоль и поперек тела. Для действенности наговоры писали на бумаге, которую больной, проносив три дня на груди, должен был сжечь и выпить с водой; наговаривали на воск, сплёвывая каждый раз, на воду, которой потом обрызгивали, на масло, которое втирали в больное место, на вино, которое затем нужно было выпить и тд.

 

 

 

 

 

.

Вам понравился материал? Есть возможность поделиться ссылкой в сетях.
   
© ГБУК "Историко-культурный и ландшафтный музей- заповедник "Пустозерск